Первый исторический фильм, который я хочу посоветовать к просмотру для создания Хеллоуинского настроения – “Багровый пик” Гильермо дель Торо. Фильм этот вышел в прокат всего два года назад, так что вполне возможно, что вы видели его в кино или на видео. Также, вполне возможно, что вы решили не тратить на него время, так как критики не то, чтобы осыпали его похвалой. Ну что же. Сейчас я расскажу вам, почему они все категорически неправы, а вы должны уделить этому фильму должное внимание. (А заодно расскажу о готических романах.)
В 1764 году на полках английских магазинов появился роман “Замок Отранто, история”. Написан он был будто бы каноником Собора Святого Николая в итальянском Отранто Онуфрио Муральто еще в средние века, найден в библиотеке некоей богатой католической семьи на севере Англии и переведен на английский язык Уильямом Маршаллом, джентльменом. Этот роман – первый роман о сверхъестественном на английском языке – сперва пришелся публике и критикам по вкусу, но был отвергнут ими, когда второе издание было подписано именем настоящего автора, Хораса Уолпола. В английской литературе тогда правил реализм, и если переводному средневековому роману можно было простить фантастические элементы и излишний сентиментализм, современника за это только ругали. Но кроме авторства во втором издании у книги изменился еще и подзаголовок. Теперь он обозначал, что “Замок Отранто” не просто история, а готическая история.
Главным каноном готического романа, выросшего из этого первого произведения, стал дом.
В конце XVIII века Британию захлестнуло Готическое возрождение. В нео-готическом стиле строили не только публичные здания, но и частные дома. Самым впечатляющим и показательным примером является, без сомнения, Аббатство Фонтхилл.
Уильям Томас Бэкфорд в возрасте всего десяти лет унаследовал после смерти отца, владельца сахарных плантаций на Ямайке, колоссальное состояние в миллион фунтов и годовой доход в сто тысяч, став “самым богатым простолюдином” (как писали тогда газеты) Британии. В возрасте 18 лет он познакомился с Уильямом “Котенком” Кортни, будущим 8-м графом Девоном, по мнению современников самым красивым мальчиком острова. Самый богатый простолюдин и самый красивый аристократ, – вы догадываетесь, куда движется эта история? В 1784 один гость услышал их ссору из-за некоей записки. После Бэкфорд вошел в комнату Кортни – а еще позднее, привлеченные странным шумом, туда ворвались гости, застав их в крайне странной позиции… Кортни был в одной рубашке, а Бэкфорд с плетью. Хм. Разразился страшный скандал, дядя Кортни обвинил Бэкфорда в гомосексуальной связи с племянником, и хотя доказано ничего не было, Бэкфорд спешно женился и уехал с женой в Швейцарию. Та вскоре умерла в родах. После этого Бэкфорд много путешествовал, но в итоге решил вернуться на родной остров. Общество его не принимало, поэтому он обнес часть принадлежащей ему земли забором длиной в шесть миль и начал строить себе готический замок.
На строительстве под руководством одного из самых модных архитекторов того времени, Джеймса Уайетта, трудилось 500 рабочих. Еще 450 Бэдфорд сманил повышенной порцией эля с перестройки Виндзорского дворца. Первым делом они возвели 90-метровую башню, которая вскоре обрушилась. Ее тут же начали отстраивать заново – и закончили через шесть лет, но и она обрушилась. Бэкфорд приказал строить третью, и она была завершена через семь лет. Строительство было объявлено законченным. Через одиннадцать лет, в 1822 году, Бэкфорд потерял в ходе судебного иска обе свои плантации и был вынужден продать Аббатство Фонтхилл – а еще черед два года башня обрушилась в третий раз, повредив западное крыло. В 1844 новый владелец, видимо окончательно умучанный этим шедевром архитектуры, приказал его снести, оставив только маленький флигель.
Все время, что он жил в Аббатстве, Бэкфорд провел в полном одиночестве. Лишь в 1800 году на Рождество к нему заехали Гораций Нельсон и Эмма Гамильтон.
Дом является одним из основных героев готического романа, не менее полноправным чем герои из плоти и крови. Темные узкие коридоры, тайные ходы, открывающиеся сами собой двери и двигающиеся картины. “Багровый пик” (ха, вот я и добралась до него!) представляет Аллердейл-холл с не меньшей любовью, чем действующих лиц – Эдит Кушинг (Миа Васиковска), Томаса (Том Хиддлстон) и Люсиль Шарп (Джессика Честейн).
История начинается в Нью-Йорке на рубеже веков, и продолжается в разваливающемся, пугающем загородном доме, куда главная героиня Эдит переезжает после свадьбы с загадочным и притягательным Томасом Шарпом.
И – на этом я описание сюжета прекращу. Фильм достаточно непритязательный в плане сюжетных поворотов и послушно едет по рельсам готического романа. Поэтому пересказывать его – отнимать удовольствие от погружения в атмосферу.
Атмосферу в “Багровом пике” Гильермо дель Торо создает настолько мастерски, что я даже затрудняюсь подобрать какие-то сравнения. Мрачный дом, будто застрявший в зловещем прошлом – и юная героиня-эмансипе, современная женщина, которую он через своих жильцов-стражей утягивает в потусторонний мир…
Я не большой любитель фильмов ужасов, и даже не знаю, какие слова подобрать, чтобы притягательно похвалить пугающие моменты в “Багровом пике”. Стивен Кинг писал на твиттере, что это очень страшное кино? Для меня его прелесть не в страхе (я не люблю пугаться), но в том, как отточено-филигранно подана идея борьбы старого мира с новым – и буквально, Старого с Новым, и через маленькие детали вроде социального положения и, в конце концов, даже через костюмы.
Я от всей души рекомендую этот фильм к просмотру перед Хеллоуином – но и в принципе, если вы любите оригинальное историческое кино, романтизм и мистику.