26 августа 1819 года в шлосс Розенау неподалеку от Кобурга Луиза Саксен-Гота-Альтенбургская, в замужестве герцогиня Саксен-Кобург-Заальфельдская, родила второго сына, названного Францом Альбертом Августом Эммануилом. Несмотря на будущие многочисленные заслуги, в истории ему суждено было остаться вечным вторым и производным, человеком не в своем праве, но всего лишь мужем, принцем-консортом Альбертом.
Детство принца Альберта едва ли можно назвать счастливым. Его родители жили в соответствии с моралью века XVIII, намного более свободной, чем та, что установилась в Европе при Альберте (и не без его усилий). Отец Альберта, герцог Эрнест I и до брака был известен своими изменами. Биограф Литтон Стрейчи писал (1921), что “герцогский двор не был известен строгостью нравов; герцог был человеком галантным, и герцогиня следовала его примеру. Были скандалы: ходили разговоры об одном из придворных камергеров, привлекательном и образованном мужчине еврейского происхождения. Супруги разошлись и вскоре последовал развод”.
В 1826 году скончался, не оставив наследников, дядя Луизы, герцог Сакс-Кобург-Альтенбургский. Соперники Эрнеста использовали скандальный развод в борьбе за наследство, и Эрнесту пришлось отказаться от Заафельда, чтобы оставить себе Готу. Хотя Парламент так и не позволил Виктории сменить фамилию, их с Альбертом сын, король Эдуард VII и внук, король Георг V, принадлежали уже не к Ганноверской, а Саксен-Кобург-Готской династии. Весной 1917 года Германия начала бомбардировки Лондона, и первая же достигшая цели атака привела к смерти 162 человек, включая 18 детей – бомба упала на начальную школу в Попларе. Бомбардировщики носили имя Gotha G. IV. Георг, чьего двоюродного брата Николая II всего тремя месяцами ранее свергли с престола, очень боялся попасть под аболяционистский вал и широким пиар-жестом спешно сменил фамилию на Виндзор.
Луиза после развода спешно вышла замуж за своего любовника, бывшего шталмейстера Эрнеста. Пятью годами позже их тайный брак раскрылся, и Эрнест запретил бывшей жене даже видеться с и так оставшимися у него детьми. В том же 1831 году Луиза скончалась от рака. Альберту едва исполнилось 12.
Шлейф сексуальных скандалов преследовал Альберта всю жизнь – мало истории с матерью, про отца соблазненная им в 14 лет девушка написала и издала в Париже на потеху публике жаркие мемуары. Да и всего через год после развода женился на дочери своей сестры. Близкородственными связями в этой семье отнюдь не брезговали – Эрнест же переженил свою незаконнорожденную дочь с незаконнорожденным сыном своей сестры, ну и конечно, с помощью еще одного брата, свежеиспеченного короля Бельгии Леопольда, пристроил самого Альберта к дочке сестры, Виктории.
Любители истории, как самопровозглашенные, так и облеченные регалиями, в отношении к принцу Альберту делятся обычно на два лагеря – тех, кто его превозносят, и тех, кто его недолюбливает. Я отношусь к последним. У принца Альберта огромное множество заслуг, этого отнять невозможно. За свою жизнь он добился многих достойных восхищения результатов – и не только в плане политики и реформ в своей стране. Альберт активно выступал против рабства и интервенционизма, и за это ему можно только вознести хвалу. Но с другой стороны, в записях современников и биографиях он предстает откровенным домашним тираном и шовинистом. Не того рода, что распускает руки, Боже упаси, но того, что с помощью психологического давления и манипуляторства ломает окружающих под свое совсем не гибкое, насквозь построенное на комплексах видение мира. Тут и насильственное примирение Виктории с матерью на фоне отстранения ее от гувернантки баронессы Лецен, и постоянные попытки выбить титул короля или хотя бы дать Виктории свою фамилию, и, конечно, отстранение Виктории от власти.
Самая грустная и, наверное, показательная в этом плане история – о смерти Альберта.
Виктория винила в смерти Альберта старшего сына Берти, будущего Эдуарда VII. Отношения отца с сыном были крайне напряженными – Берти, хоть и первенец, ни в коем разе отцовских надежд не оправдывал. Был не особо способен в учебе, не то ленив, не то разочарован в попытках добиться отцовского признания, не особо приспособлен к воинской службе (не то, чтобы Альберту ему этим пенять – сам он не служил, а но к свадьбе Виктория попросила сделать его фельдмаршалом, к вящему презрению множества гостей, от настоящего фельдмаршала герцога Веллингтона, до Флоренс Найтингейл, не переминувшей ядовито записать в дневнике, что форма на женихе “несомненно взята взаймы на свадьбу”), по маминому примеру любил поесть и выпить и не единожды был пойман с младшими сестрами и браться с сигаретой. И тут как гром среди ясного неба – двадцатилетний принц лишился невинности.
Сам Альберт женился на Виктории девственником, и любых проявлений полового воспитания всячески чурался. Например, по воспоминаниям воспитателя, второй сын королевской четы Альфи в 15 лет увидев глубоко беременную женщину, удивился тому, как уродливо на ней сидит платье, а услышав, что она «ожидает прибавления» просто не понял, о чем речь. Да и самого Берти по части пестиков и тычинок просвящал учитель латыни, который узнал о неосведомленности подопечного совершенно случайно.
Новости о том, что сын познал порок, и последующая ссора так расстроили принца, что он слег. По предположению историков, у принца Альберта, который всю жизнь страдал от проблем с пищеварением, случилось обострение почечной недостаточности, болезни Крона или рака желудка. Вскоре он скончался. Виктория писала старшей дочери: «Я никогда не смогу, и никогда не буду, смотреть на него [Берти] без дрожи [отвращения]».
Как и в честь Виктории, в честь принца Альберта названо несчетное количество блюд и десертов – одно другого сложнее. Почему же мне вдруг захотелось испечь что-то с ним связанное? Дело в том, что примерно на это время я запланировала эдакое помпезное возвращение блога с целой серией постов о родном городе Альберта, Кобуре, и замке, где он родился, Розенау. Планировала – потому что собиралась туда поехать, но, как несложно догадаться, не поехала. Остается только грустно печь пудинги и еще более грустно их есть.
- 220 г сливочного масла
- 220 г сахара
- 220 г пшеничной муки
- 5 яиц
- 220 г изюма
- щепоть молотой шелухи мускатного ореха
- засахаренная цедра лимона или апельсина
- Взбейте вместе сливочное масло и сахар.
- Разделите яйца на белки и желтки и по отдельности взбейте. Аккуратно введите в масляную смесь сначала желтки, потом белки.
- Добавьте просеянную муку и перемешайте, после чего добавьте в тесто изюм.
- Смажьте маслом форму для пудинга и выложите в нее тесто, оставив 2-3 см свободного места сверху. (При желании и наличии, смазав форму маслом, можно выложить засахаренную цедру апельсина или лимона.) Закройте фольгой и варите три часа, периодически подливая воду.
- Подавайте, посыпав молотой шелухой мускатного ореха или лимонной цедрой, вместе с пунш-соусом.
Этот рецепт требует некоторого уточнения. Элайза Антон в своей книге алкоголь отмеряет “бокалами” и “винными бокалами”. К сожалению, за все время изучения вопроса, мне так и не удалось точно установить, о каком объеме идет речь. Определенно, не о современном стакане – ок. 250 мл, и не о современном же бокале вина – 150 мл. Здесь я предполагаю, что речь идет о бокалах для десертного вина, около 70-100 мл, но это только догадка. Соус у меня получился довольно приятным, но вероятности ошибки все равно не исключаю и потому советую добавлять алкоголь по вкусу.
- 57 г сахара
- 120 мл воды
- 1/2 лимона (цедра и сок)
- 1/2 апельсина (цедра и сок)
- 43 г сливочного масла
- 1 ст. л. пшеничной муки
- 50 мл бренди
- 50 мл белого вина
- 70 мл рома
- Доведите до кипения воду с сахаром и цедрой лимона и апельсина; варите на медленном огне 15-20 минут.
- Процедите цедру и верните сироп на огонь; добавьте к нему масло и муку и варите на медленном огне до загустения.
- Добавьте ром, вино, бренди и сок лимона и апельсина и перемешайте.
- Соус подавайте горячим, но не давайте ему закипеть после добавления алкоголя.
Большое спасибо! Заждались! Это больше на кекс похоже?Я все не могу точно понять, что же такое пудинг..
Да, это по большому счету кекс! “Пудинг” в широком смысле означает просто десерт. В Англии до сих пор многие говорят “что у нас на пудинг”, да и в меню некоторых заведений раздел со сладким будет озаглавлен именно так. Если пудингом озаглавлено конкретное блюдо, то это может оказаться что угодно. А вот пудинги на пару – steamed puddings – это всегда о таких вот приготовленных на пару кексах.
Скажите, а если у меня нет формы для пудинга, тогда чем ее можно заменить?
Подойдет стеклянная миска подходящего объема. Собственно, рождественский пудинг я сама в такой делаю 🙂
А почему именно варили, а не запекали? Очень рала возвращению вашего бога 💜
Спасибо!))
Я следую историческим рецептам, а на момент написания Элайзой Антон своей книги (1847) плиты с духовками и тем более печи были доступны очень немногим. Независимо от достатка, большинство имело возможность готовить пищу только на плите, поэтому большая часть выпечки, строго говоря, не выпекалась, а готовилась на пару.
Спасибо. Очень интересно.