Это довольно забавно, но я, хоть и читала про сконы много раз во многих источниках, умудрялась их избегать добрых десять лет постоянных поездок в Англию. Я не пробовала их даже когда училась в колледже – впрочем, пищевые привычки у меня в то время были крайне специфичные, так что оставим пока это. И вот, в 2014 году я наконец открыла для себя сконы.
Скон – и это момент, который меня изначально поразил до глубины души – представляет собой булочку из песочного теста. Булочку. Из песочного теста. Мягкую и по-хлебному пресноватую, хоть и сдобную – и в то же время с хрустящей, как у песочного печенья корочкой. Это сочетание, с которым я до сконов не сталкивалась никогда прежде, поразило меня до глубины души, и я стала яростным их поклонником.
Начало свое сконы берут скорее всего в шотландском банноке – плоском бездрожжевом овсяном хлебе, который не пекли даже, а жарили в сковороде, после чего разрезали на треугольные куски, как мы сегодня режем пиццу или торт. Изначально, сконы – впервые упомянутые в 1513 году – подразумевали именно что кусок баннока. Само же слово было вероятно заимствовано из датского schoonbrood, “белый хлеб”.
Согласно теории Шейлы МакНивен скон назван в честь Скунского камня – легендарного камня, на котором короновались все шотландские короли, начиная с Фергюса Великого. В 1296 году этот камень был захвачен войсками Эдуарда I. Его привезли в Вестминстерское аббатство, где обточили и вставили в коронационный трон уже английских королей. Правда, уже не один век ходят слухи, что монахи Скунского аббатства обманули англичан, и спрятали настоящий камень, а им отдали подделку. Каменный хлеб в “Пятом олифанте” Терри Пратчетта, на самом деле Каменный скон (Scone of Stone), напрямую пародирующий Скунский камень (Stone of Scone) и его историю.
Так или иначе, но торжественный вход сконов в каждый английский дом состоялся под ручку с полуденным чаем и разрыхлителями теста. Именно благодаря разрыхлителям сконы поднимаются из приземистого печенья в гордые рыхлые булочки, чуть заваливающиеся на один бок и прямо умоляющие разломить их пополам.
Пораженная их элегантной простотой, герцогиня Бэдфорд, чьему влиянию и приписывают распространение привычки пить днем чай с легкими сэндвичами и пирожными, будто бы требовала непременно подавать ей сконы.
Традиционным спутником сконов в Британии являются девонширские или корнуольские сливки. Переводя на привычные нам понятия, правильнее всего назвать их было бы топлеными, хотя топленое молоко или ряженка, которые мы можем купить в магазине в России имеют гораздо более яркий вкус. По консистенции же топленые сливки скорее похожи на взбитое масло – по классификации Соединенных Штатов, например, жирность в 55-64% их как раз и записывает в категорию масла.
За неимением лучшего (хотя Вики утверждает, что ближайшим на нашей части суши родственником девонширских сливок является каймак), предлагаю не мудрствовать лукаво и заменять их простым сливочным маслом, либо взбитыми сливками. Завершает эту компанию джем.
- 250 г муки (+ немного на подпыл)
- 75 г сливочного масла
- 1 ч. л. пекарского порошка
- 1 ч. л. сахара
- щепоть соли
- 1 яйцо
- 3 ст. л. молока (+ немного для смазывания)
- Просейте муку с пекарским порошком и солью, перемешайте с сахаром. Разотрите муку с маслом, пока смесь не начнет напоминать овсяные хлопья.
- Сделайте углубление в центре, разбейте туда яйцо и влейте молоко. Перемешайте тесто лопаткой, добавив немного молока, если оно получается слишком сухим.
- Скатайте в шар, присыпьте мукой, закройте пищевой пленкой и уберите в холодильник на 15 минут.
- На присыпанной мукой доске раскатайте тесто толщиной 2-3 см. Круглой формой диаметром 6 см или краем стакана вырежьте сконы. Обрезки слепите в шар, снова раскатайте и вырежьте сконы.
- Переверните их, выложите на противень и смажьте смоченной в молоке кисточкой. Выпекайте в предварительно разогретой до 180С духовке 12-15 минут.
- Подавайте с маслом или взбитыми сливками и джемом.
Очень интересно! Спасибо за рецепт!
Вам спасибо! 🙂