На протяжении многих лет после восстановления на престоле династии Стюартов – и даже после того, как ее сменили Гановеры, 30 января, в день казни Карла I, сторонники пуританской республики устраивали торжественные ужины, где поднимали тосты в память об Оливере Кромвелле.
Карл I был довольно непопулярным королем. Ранние годы правления были омрачены близкой дружбой с ненавидимым едва ли не всеми всеми герцогом Букингемским, любовником его отца. Затем – разгон парламента и новые налоги (на которые он, вообще-то, должен был получить согласие парламента), и все на фоне Тридцатилетней войны, собственного транжирства и подозрений в папизме. Закончилось все это девятилетней (1642-1651) гражданской войной, поимкой, заключением и казнью.
Казнь монарха, была принята легко далеко не всеми даже среди тех, кто возглавлял гражданскую войну. А довольно жесткое насаждение правительством Кромвелля не очень популярного пуританского образа жизни (см. Рождественские пирожки) привело к периодическим восстаниям и восстановлению монархии уже в 1660, сразу после смерти Кромвелля. Карл II тут же издал Акт о Забвении, помиловав всех, кого можно было бы обвинить в измене за участие в Гражданской войне – кроме тех, кто напрямую участвовал в казни его отца (досталось даже тем, кто уже скончался, включая Кромвелля и председателя суда Джона Брэдшоу- их тела выкопали, повесили, обезглавили, а потом сбросили в яму под помостом с виселицей; головы же водрузили на пики в зале Вестминстерского дворца). И когда читаешь о призывах к возвращению на трон “веселого короля Карла” и о том, какое потом воцарилось в Великобритании монархическое благоденствие (ненадолго), кажется, будто вся страна дружно решила забыть о периоде Протектората как о страшном сне.
Но все же – вплоть до XIX века противники монархии собирались в “Клубы телячьей головы” и в годовщину казни Карла I этой самой телячьей головой ужинали, тоскуя о республике. ГазетаCaledonian Mercury от 11 февраля 1732 (на престоле сидел уже Георг II!) неодобрительно сообщает: “Примечательно, что прошлым воскресным утром (в Годовщину мученичества Короля Карла I) голова полковника Оксбурга, выставленная на пике в Темпл-баре с 1716 года, свалилась. Это привело к многим обсуждениям среди суеверных. Можно предположить, что в тот же день встретился как обычно Клуб телячьей головы, чтобы оскорбить Бога и Короля”.
Стоит отметить, что даже к концу викторианской эпохи в Англии это было очень популярное блюдо, безотносительно политического флера. Миссис Битон исправно предложила свою версию вареной головы, но самым интересным, на мой взгляд, является рецепт Роберта Мея из книги “Опытный повар” (The Accomplisht Cook, 1660). Он наказывает вынуть мозги и язык, сварить и сделать с ними пудинг с разными травами, специями и лимоном, а потом начинить этим пудингом голову, зашить ее и запечь на вертеле.
Признаюсь сразу: вареная ли, жареная, но телячья голова вряд ли когда-нибудь появится в моем меню.